Зачем идти в музей?

Freepik

Зачем идти в музей?

Пушкинская карта, скидки студентам, бесплатный вход для детей, новые законопроекты – все это о музеях. Но что там интересного? 

Когда мы слышим фразу «давай сходим в музей», у нас сразу возникает образ тихих залов, где висят картины и стоят скульптуры, молча рассказывая свои истории. С детства нас учили ценить искусство, а теперь, когда мы выросли, выставок стало еще больше, и творцов, создающих невероятные вещи, тоже. Но вот беда: молодежь все чаще предпочитает более современные форматы культурного времяпрепровождения. Вместо того чтобы бродить по музейным залам, все мы проводим время в социальных сетях или смотрим сериалы. Это звучит не так романтично, как мы себе это представляли, правда?

Быстрый дофамин, который мы получаем от ярких картинок и видео в интернете, может затмить наше восприятие настоящей красоты. И удивить подростка становится задачей не из легких. Но это не значит, что всё потеряно.

Музеи начали активно внедрять интерактивные элементы, и это действительно меняет правила игры. Цифровые технологии делают выставки более увлекательными и доступными. Теперь можно не просто смотреть на картины, а взаимодействовать с ними. Это привлекает не только молодежь, но и людей всех возрастов.

Чуть ранее мы уже рассказывали о новой инициативе, касающейся бесплатного посещения музеев для граждан России. Законопроект от Андрея Рябоконя депутата Заксобрания Санкт-Петербурга, уже на рассмотрении.

Сегодня мы поговорим с двумя интересными экспертами: креативным гением из мира цифровых технологий и главным редактором проекта «Идем в музей». Мы выясним, как интерактивные инсталляции влияют на популярность музеев и как дополненная и виртуальная реальность меняют наш опыт посещения культурных пространств.

В каких музеях России уже внедрен интерактив?

1. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург):

• Эрмитаж активно использует цифровые технологии для создания интерактивных выставок. Например, проект «Эрмитаж 3D» позволяет виртуально осматривать музей и его экспонаты. Также тут проводятся выставки с дополненной реальностью, где можно взаимодействовать с произведениями искусства через мобильные приложения.

2. Московский музей современного искусства (ММОМА):

• В ММОМА вы найдете разные интерактивные инсталляции, где зрители могут сами участвовать в создании арт-объектов. Выставки часто включают мультимедийные элементы и цифровые технологии, что позволяет посетителям взаимодействовать с произведениями и даже влиять на их форму.

3. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва):

• Музей активно развивает цифровые проекты. Здесь есть интерактивные экраны и аудиогиды, которые позволяют выбирать различные пути экскурсии. Также проходят мероприятия, где можно создать свое собственное произведение искусства под руководством художников.

4. Третьяковская галерея (Москва):

• Третьяковка внедряет интерактивные элементы через мобильные приложения, которые дают дополнительную информацию о картинах и художниках. Некоторые выставки используют технологии дополненной реальности, чтобы показать картины в новом свете.

5. Центр современного искусства «Винзавод» (Москва):

• Этот центр ориентирован на молодежную аудиторию и предлагает много интерактивных выставок. Здесь зрители могут взаимодействовать с арт-объектами, создавая уникальные впечатления.

6. Музей науки и искусства «Экспериментаниум» (Москва):

• Это место, где наука и искусство встречаются. Посетители могут участвовать в научных экспериментах и интерактивных выставках, что делает его популярным для семейного отдыха.

7. Музей «Космонавтики» (Москва):

• Здесь есть интерактивные экспозиции, которые позволяют узнать о космосе через различные мультимедийные установки и симуляторы, что делает посещение увлекательным и познавательным.

В контексте нашей темы нам удалось пообщаться с экспертами в области искусства с двух сторон: с создателями цифрового контента, которые разрабатывают новые формы взаимодействия с аудиторией, и с исследователями, изучающими влияние этих технологий на восприятие и понимание искусства. Их мнения и идеи помогают глубже понять, как современные технологии влияют на музеи и их функции в обществе.

Елизавета Делороса – главный редактор проекта “Идем в музей”

кадр из виртуальной экскурсии по Эрмитажу

1. Как изменится роль музеев в обществе с учетом новых технологий? 

Роль музеев в обществе претерпевает значительные изменения под влиянием новых технологий, и это изменение выходит за рамки простого внедрения интерактивных экранов. Технологии трансформируют музеи на всех уровнях — от сбора и хранения экспонатов до взаимодействия с аудиторией.

Современные технологии позволяют создавать виртуальные туры, 3D-модели и онлайн-выставки, делая коллекции доступными для широкой аудитории, включая людей с ограниченными возможностями. Искусственный интеллект (ИИ) помогает формировать персонализированные маршруты для посетителей, увеличивая вовлеченность.

Расширенная (AR) и виртуальная реальность (VR) открывают новые возможности для интерактивного взаимодействия с экспонатами, позволяя «примерять» историческую одежду или «побывать» на месте событий.

Технологии «цифровой консервации» позволяют создавать цифровые копии артефактов, обеспечивают их сохранность и доступность для исследований даже при невозможности физического контакта с оригиналом. Это особенно важно для хрупких или уязвимых экспонатов.

Цифровая консервация позволяет создавать цифровые копии артефактов, обеспечивая их сохранность и доступность для исследований. ИИ также помогает анализировать большие объемы данных, ускоряя научные исследования. Например, он был использован для расшифровки текста обугленного свитка из Геркуланума, найденного после извержения Везувия в 79 году н. э.

Появление новых технологий требует освоения новых навыков и специализаций. Музеям нужны специалисты в области IT, цифрового маркетинга и управления данными, а роль музейного работника меняется с хранителя экспонатов на куратора опыта и создателя цифрового контента.

2. Можете привести примеры успешных интерактивных проектов, оказавших значительное влияние на аудиторию?

Могу привести несколько примеров.

Для самой крупной выставки работ Леонардо Да Винчи в Лувре VR-разработчики создали объемный анимированный персонаж Моны Лизы, который можно было увидеть только в очках виртуальной реальности.

Во время пандемии COVID-19 произошла невероятная популяризация виртуальных музеев. Люди, находящиеся на карантине, испытывали потребность в получении нового культурного опыта и посещали виртуальные экскурсии в ведущих мировых музеях, не выходя из дома. Эта практика по-прежнему остается востребованной.

Мона Лиза в Лувре

3. Как вы подходите к процессу систематизации информации о музеях в рамках работы проекта «Идем в музей»? музеев много, важно охватить все, на какие музеи спрос больше и почему? стоит ли уделять им больше внимания в связи со спросом?

Информация о музеях систематизируется несколькими способами. На нашей платформе представлен крупнейший каталог музеев страны. Мы тщательно следим за актуальностью информации и тесно сотрудничаем с представителями музеев, чтобы своевременно корректировать данные. На сайте есть Блог, где размещается информация о новых выставках и различных событиях, происходящих в жизни музеев. Также на платформе реализован раздел «Музеи по годам», который представляет собой хронологию открытия музеев страны с 1714 года до нашего времени. Безусловно, существует стабильный спрос на музеи с богатой историей, но также мы видим, что частные проекты тоже привлекают внимание пользователей.

Среди частных проектов, с которыми нам довелось сотрудничать, могу выделить музеи: «В Тишине», группу музеев ПАРАDOX в Зеленоградске и Музей Мусора. Спрос на музеи зависит от множества факторов и важнейшие из них, на мой взгляд – умение выстраивать контакт с аудиторией, необычная концепция и уникальный имидж.

Дарья Маторина – цифровой продюсер, совладелец студии медиапрограммирования Int-React

Стенд для Удоканской меди на ВЭФ 2024 от Int-React

1. Какие современные технологии наиболее перспективны для интерактивных выставок? 

В современных условиях наблюдается активное внедрение различных технологий, таких как датчики, трекеры, лидары и кинекты, которые уже используются и будут продолжать развиваться. Эти инструменты, включая микроконтроллеры, предоставляют возможность кастомной настройки инсталляций и интеграции различных систем в единую арт-конструкцию.

Современные зрители стремятся не просто наблюдать, а стать активными участниками экспозиции. Интерактивные технологии играют ключевую роль в этом процессе, позволяя людям взаимодействовать с объектами искусства. Это взаимодействие требует от посетителей действий — они могут трогать, манипулировать и исследовать инсталляции, что значительно повышает уровень вовлеченности.

2. Как дополненная и виртуальная реальность меняют музейный опыт? 

Использование виртуальной и дополненной реальности в музеях — это отличный способ сделать посещение более интересным и увлекательным. Эти технологии позволяют перенести людей в разные времена и места, показывая исторические события или темы, а также воссоздавать экспонаты, которые невозможно выставить физически.

Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) дают возможность не просто смотреть на объекты, но и взаимодействовать с ними. Это делает выставки более привлекательными и запоминающимися. Посетители могут не только наблюдать за искусством или историей, но и активно участвовать в процессе.

Хотя такие технологии уже существуют, их использование в музеях продолжает развиваться и открывает новые возможности для общения с культурой. Это помогает музеям выделяться на фоне традиционных выставок и привлекать больше посетителей.

Интерактивная инсталляция от Int-React на Signal 2024

3. Какие трудности возникают при интеграции технологий в традиционные экспозиции?

Одна из главных проблем — это сложные процессы согласования. Часто требуется много времени, чтобы получить одобрение на новые идеи, из-за чего разработка инновационных решений затягивается. В результате много ресурсов уходит на бумажную работу, и это мешает эффективно использовать новые технологии.

Еще одна проблема — это недостаточная мощность электрических сетей в музеях. Это может привести к сбоям в работе оборудования, особенно если используются ресурсоемкие технологии, такие как нейронные сети в реальном времени. К сожалению, многие музеи не готовы тратить деньги на обновление своего оборудования, что также ограничивает их возможности.

Чтобы успешно внедрять современные технологии в музеи, нужно решить как административные проблемы, так и технические ограничения.

Визуальное интерактивное искусство в российских музеях активно развивается благодаря цифровым технологиям. Музеи не только сохраняют культурное наследие, но и делают его доступным и интересным для всех. Изучение артефактов, внедрение повсеместной цифровизации только расширяют сферу культурного воздействия на современное общество. 

Необходимо поддерживать и развивать тенденции по сохранению и приумножению искусства, а также памятников исторического наследия. Если для достижения этой цели требуется использование машин, роботов и искусственного интеллекта, то следует адаптироваться к современным трендам и обновлять инструменты, учитывая достигнутые успехи и работая над допущенными ошибками.

Мы используем cookie-файлы для лучшей рвботы нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов (политика конфиденциальности).