Пещера Черного Всадника в Северной Осетии: как найти локацию и немного истории

wikiway.com

Пещера Черного Всадника в Северной Осетии: как найти локацию и немного истории

Данную информацию мы собирали из рассказов местных жителей и гида, однако, версии все же в той или иной степени отличались. Поэтому мы воспользовались и вспомогательными открытыми источниками, чтобы более или менее привести всю информацию в единый вид

Итак, пещера Черного Всадника – это небольшое отверстие в скале рядом с аулом Биз, которое располагается по дороге к Нузальской часовне. Это отверстие в горе сложно заметить, если не знать куда конкретно направить взгляд: пещера ближе к горной вершине, нежели к дороге, в солнечный день нужно точно воспользоваться солнечными очками или зумом на смартфоне.

Один из ориентиров – это средневековая погранзастава Чъырамад, прямо напротив нее и расположилась Пещера Черного Всадника, к северо-востоку от с. Биз.

Координаты: 42.92, 44.18

Фото: ИА Terra Travel

История:

Сау Барæджы дзуар – святой Черный Всадник, покровитель воров и разбойников. По представлениям верующих, он едет впереди на вороном коне и в темноте указывает им безопасный путь. По легенде, он живет в пещере, расположенной на недоступной отвесной скале рядом с аулом Биз. Там же находится Святилище Сау бараджы дзуар, которому поклоняются фамилии Урумовых и Черчесовых.

Покровителя разбойников чествуют во вторник после праздника Кахцганан. В качестве жертвы приносят крупного барана, а из собранного солода варят пиво и готовят по три треугольных пирога и шашлык из правых ребер жертвенного животного. Сау Бараг считается покровителем жителей селения Биз. Особенно священными местами являются поляна под скалой Урс Хох и сосновая роща. Дореволюционная пресса сообщала: «Жители аула Биз считают Черного всадника исключительно их покровителем. На ровной поляне под скалой пещеры Урс-Хох, окруженной сосновым лесом, который не подвергался вырубке как священная роща Сау Барага, все жители аула чтут и почитают его» (Терек, 1850, 1914). В Осетии рощи и деревья считались священными с давних времен, и поэтому они сохранились до наших дней. Например, буково-ясеневая роща Хетага, сосновые леса в Куртатинском ущелье (Хилак), роща у селения Биз и Цамад, ольховая роща у селения Црау, березовая роща в Алагирском. В народе существует мнение, что Черный всадник является хозяином густых лесов и охраняет их от пожаров и вырубки.

Осетины, живущие в окрестностях святилища Сау барæджы дзуар, верили, что это место обладает особой силой, которая защищает не только людей, но и скот от нападений волков. Однако, помимо этого святилища, в осетинской культуре существует еще одна фигура, которая играет важную роль в защите и благополучии народа — Черный Всадник.

Черный Всадник – это своеобразный покровитель осетинского народа. Его изображение часто можно увидеть на их национальных рисунках и украшениях. Он символизирует силу, мужество и защиту. Осетины обращаются к Черному Всаднику с просьбами о заступничестве и благополучии, как разбойники, так и воины.

Интересно отметить, что даже осетинские воины, призванные на службу в годы первой мировой войны, проводили пиршество рядом с пещерой Черного Всадника в знак благодарности и почитания. Это происходило несмотря на то, что другой дух, Уастырджи, находится в противостоянии с Черным Всадником. Уастырджи всегда изображается в белых одеяниях, в то время как Сау Бараг – в черных.

Алания богата на истории благодаря сохранившимся памятникам средневековья, которые каким-то чудом выжили после постоянных сходов селей и каменистых пород с вершин гор. Этим и ценится российский регион для туристического направления. 

Мы используем cookie-файлы для лучшей рвботы нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов (политика конфиденциальности).