Ка́ргополь – город памятников церковной архитектуры

travel.yandex.ru

Ка́ргополь – город памятников церковной архитектуры

Ка́ргополь — исторический город в Архангельской области, в 493 км от Архангельска. Расположен на левом берегу реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 80 км от ближайшей железнодорожной станции Няндома. Население — около девяти тысяч человек

Онего-Каргопольский край был заселён угро-финскими племенами (чудь), проживавшими в малочисленных поселениях по 25-30 человек, расположенных вблизи озёр или на холмах вдоль рек. Основным занятием было рыболовство и охота на водоплавающую птицу. Но уже в XII веке берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, стали заселяться русскими,  поселения которых зависели от Белозерского княжества,  в дальнейшем перешедшими под власть Новгородской республики.

Местные племена нападали на белозерские селения, жгли и опустошали их, пока белозерский князь Вячеслав, собрав войска, не отразил нападения «чуди белоглазой» и не погнал их до берегов Белого моря, где и разгромил. На обратном пути он нашел место, которое назвал «Каргиным полем», где решил учредить город, заложив острог. Вероятной датой этого события принято считать 1146 год.

Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют,первое упоминание города в летописи относится к 1378 году.

Каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамёна великого московского князя Дмитрия Донского, которая  участвовала в Куликовской битве (1380 г.).

В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере.

С подчинением Новгородской республики в 1478 году Московскому княжеству, земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.

В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведён новый острог, застроен посад. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление. Через Каргополь шла торговля с Поморьем солью и рыбой. Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, тогда как даже жители Вологды и Белоозера не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Помимо соли местные купцы сплавляли лес, перекупали пушнину, поставляли железо, так как окрестности города были богаты залежами железной руды.

Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов» (опричнину), которые подчинялись непосредственно царю и обеспечивали содержание его и опричнины. Тогда в городе насчитывалось 476 дворов тяглых людей. Начиная с конца XV века Каргополь становится местом ссылки. Во времена Ивана III (1462—1505гг.) сюда ссылали семьи пленных татарских ханов. В 1587 году, во время преследования семейства князей Шуйских Борисом Годуновым, в Каргополь  в ссылку попал князь Андрей  Шуйский. В 1607 году в Каргополь был сослан предводитель крестьянского восстания 1606 – 1607 гг. Иван Болотников (1565 – 1608), который там был ослеплён и утоплен.

В период Смутного времени в 1612 – 1614 годах Каргополь трижды осаждался польско-литовскими войсками, которые не смогли его взять.  Жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота».

Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV века.

Весной 1648 года в Каргополе началось народное восстание против сбора старых налогов за 1647 год в тройном размере, которое было жестоко подавлено.

В 1760-е годы был открыт Петербургский тракт, который через Белозерск, Вологду, Санкт-Петербург соединил северный город с Центральной Россией. Сейчас это Ленинградская улица (бывшая Петербургская), которая проходит через весь город.

В XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции.

В деревянном городе часто возникали пожары, однако пожар 1765 года испепелил бо́льшую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. Из-за этого пожара Каргополь по указу императрицы Екатерины П, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге.

В городе  на рубеже XIX—XX веков насчитывалось: три училища, в которых училось  224 ученика, 11домов каменных, деревянных — 331, магазинов и лавок 44; один винокуренный завод, один водочный, один пивоваренный и три скорняжных.

Главная отрасль промышленности — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке, постепенно падала. Если в 1870-х годах выделывалось белки до двух миллионов штук, то к концу XIX века — не более 150 тысяч. Хотя к концу XIX века Каргополь уже не имел прежнего торгового значения, он оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры.  В городе была пристань на реке Онеге и два плавучих моста через неё.

За городом располагались два монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и мужской Спасский. Каргополь был традиционным иконописным центром,  иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом.

В январе 1918 года в Каргополе была установлена советская власть. В 1937—1940 годы в городе находилось управление Каргопольлага, заключённые которого занимались лесозаготовками.

На слабое развитие экономического потенциала города большое влияние оказывает большое удаление от областного центра – Архангельска, плохое развитие транспортной инфраструктуры и удалённость от рынков сбыта, невысокая освоенность территории и неконкурентоспособность продукции предприятий.

В то же самое время город обладает богатым туристским потенциалом: имеется 19 памятников архитектуры деревянного и каменного зодчества, из которых 17 памятников культовой архитектуры XVI—XIX вв. федерального значения.

В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане давно сгоревший острог. Это место жители города называют «Валушки» («Городок», «Вал»), сейчас это городской квартал, обнесённый поросшей травой насыпью.

В 1919 году был создан Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей, который в настоящее время является одним из ведущих на Северо-западе России. В музейных экспозициях представлены: провинциальный портрет XIX века, роспись по дереву, глиняная игрушка, каргопольская вышивка, золотое шитьё, народный костюм, церковная скульптура, иконопись.

Экспозиции музея располагаются в шести городских и двух сельских храмах (в Лядинах и Саунино). Музейным объектом является соборная колокольня. В составе музея 16 архитектурных памятников, в том числе и федерального значения. Музею переданы здания бывших торговых рядов и бывшего духовного училища. Создан музейно-выставочный центр.

Город Каргополь и Каргополье украшены многими памятниками церковной и гражданской архитектуры, что создаёт неповторимый облик Русского Севера с его самобытностью и уникальностью.

Каргопольские храмы отличительны ансамблевым построением в архитектурном решении. Ансамбли эти включают три храма: многокупольную и шатровую церкви и шатровую колокольню (тройник или троица). Подкупольные на библейскую тему росписи имеют своё название – небеса. Навершия храмов представляют собой купола в форме луковицы, шатра и бочки, иногда в ансамблевом единстве. Особенность церквей Каргополя в том, что все они белого цвета.

Ансамбль Соборной площади состоит из древнейших памятников церковной архитектуры:  Христорождественский собор, Соборная колокольня, Введенская церковь.

Христорождественский собор (1552 – 1562) – древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века – монументальность, простоту и выразительность. После пожара 1765 года в Христорождественском соборе был установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Замечательный образец декоративно‑прикладного искусства XVIII века.  Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Собор входит в состав Каргопольского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.

Двухъярусная Соборная колокольня построена в 1765‑1778 годах. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.

В здании Введенской церкви (1802 – 1810) сейчас располагается Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Музей занимает также здание  Церкви Зосимы и Савватия на Горке (1814 – 1819). 

В ансамбль Красноармейской площади входят следующие объекты федерального значения:  Благовещенская церковь (1682 – 1692), Никольская церковь (1741), Церковь Рождества Богородицы (1678 – 1682). 

Благовещенская церковь привлекательна благодаря разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга: ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами.

Представляют интерес и другие храмы.

Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, – единственная в городе, сохранившая полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма – закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они, как правило, разными мастерами, и каждый старался показать свое мастерство. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви определяет сходство с Успенским собором в Кремле. 

Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, необычной формой куполов – с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера.

Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году с колокольней 1844 года –действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814 – 1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск царя Александра I в августе 1819 года. Каменная церковь построена в новом классическом стиле. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. В ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма – это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Сегодня здесь находится филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.

Интересны Церковь Сошествия Святого Духа(вторая половина XVIII века), Троицкая церковь (1790 – 1878).

Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков, среди которых  дом Вешнякова (конец XVII — начало XVIII века) — купеческий особняк; дом-музей семьи Шевелевых и глиняной игрушки; дом-музей Николая  Аннина, где представлено большое этнографическое собрание.

В городе действуют частные музеи: Музей семьи народных мастеров Шевелёвых, Эко-парк Николая Фомина «Медвежий край», Музей наличника, Музей «Старый драндулет», Музей лыж.

В память об уроженце Каргополья А. Баранова, бывшего первым правителем Русской Америки (Аляски) установлен памятник, благоустроена Набережная им. А.Баранова. Памятник установлен и в память узников Каргопольского ГУЛАГа. Оборудованы многочисленные роднички, ниспадающие в Онегу.

Каргополь славен народными мастерами разных направлений. В городе действуют Центр ремёсел «Берегиня» и филиал Архангельской фабрики «Беломорские узоры». В Лядинах создан музей «Лядинские узоры».

Ежегодно в дни Крещения на Соборной площади проводится Фестиваль колокольной музыки «Хрустальные Звоны», организуемый Каргопольским музеем. В фестивале принимают участие звонари со всей страны.

В окрестностях Каргополя расположены также интересные памятники церковной архитектуры:

Церковь Сретения Господня и архангела Михаила в селе Красная Ляга (1655 год). Деревянная церковь, в дощатой обшивке XIX века, — старейший памятник архитектуры Каргопольщины. Деревня к нашему времени исчезла, церковь стоит в небольшой роще среди полей;

В селе Лядины (Гавриловская) сохранилась и отреставрирована  пятиглавая Богоявленская (Георгиевская) церковь (1793 год);

Сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с отдельно стоящей колокольней в селе Саунино (Кипрово) (1665 год).

В храмовый комплекс в селе Архангело (Шелоховская) входят деревянная пятиглавая  церковь Архангела Михаила (1715 год) и деревянная однокупольная Сретенская церковь (1803 год).

В селе Ошевенское расположен Александро-Ошевенский монастырь, в комплекс каменных зданий которого входят: собор Успения Богородицы (1707 год), надвратная церковь Николая Чудотворца (1834 год), монастырские корпуса, остатки ограды.

Деревянная шатровая Богоявленская церковь с отдельно стоящей колокольней расположена в селе Погост (1787 год).

Деревянная Георгиевская часовня находится в деревне Низ (XIX век).

В деревне Большая Шалга (пос. Казаково) находится храмовый комплекс, куда входят  деревянная шатровая церковь Рождества Христова (1745 год) и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1857 год).

Добраться в Каргополь самым удобным способом можно поездом – до станции Няндома.Далее с привокзальной площади ж/д вокзала регулярно (по расписанию) отправляются рейсовые автобусы в Каргополь (80 км). Также большое количество частных такси. Из Москвы и Вологды можно добраться на собственном автотранспорте по магистральной федеральной дороге М8 Москва – Вологда – Вельск, далее по автодороге Р2 Долматово – Няндома – Каргополь. Из Архангельска по автодороге М8, затем Р1 Бринк – Плесецк – Конёво – Каргополь.
Из Санкт-Петербурга – через Вологду или через Пудож и далее по дороге на Каргополь. Также можно проехать в Каргополь через Вологду и далее через поселок Солза на Каргополь – но этот путь обычно используют автолюбители только в летний засушливый период или зимой.

Из Архангельская и Северодвинска ежедневно курсируют рейсовые автобусы в Каргополь.

Мы используем cookie-файлы для лучшей рвботы нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов (политика конфиденциальности).