Город Александров в истории Российского государства
26.01.2024
Алекса́ндров (ранее Алекса́ндровская слобода́) — город во Владимирской области, с населением около 57 тыс. жителей. Расположен в 125 км к северо-западу от Владимира и в 111 км к северо-востоку от Москвы
Поселение на месте нынешнего города известно с середины XIV в., в документах XVI в. — Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода. Географическое положение – близость слободы к Москве, Троице-Сергиеву монастырю и Переславлю-Залесскому сделало её в XV в. местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
Являлась одной из дальних резиденций князя Василия III, в1509-1515 гг.в ней был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений. Для строительства привлекались лучшие русские и итальянские мастера, возводившие перед этим Большой Кремлевский дворец в Москве. В XVI в. вокруг комплекса дворцовых построек возводятся крепостные деревянные стены с воротами, окруженные рвом.
Царь Иван Грозный, совершая богомольные поездки с 1532 по 1563 гг.приезжал в Александровскую слободу более 10 раз. В декабре 1534 г. Иван Грозный после богомолья в Троице-Сергиевом монастыре с громадным обозом отправился не в Москву, а в Александрову слободу, и там остался. Слобода на целых 17 лет (1564 – 1581 гг.) стала фактической столицей Российского государства. В Александровой слободе сошлись все нити внутреннего управления, она являлась главным политическим и культурным центром.В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд других учреждений. Внешней политикой ведал царь, и слобода стала местом международных переговоров и подписания соглашений. В музее кремля представлен символ царской самодержавной власти – царский трон Ивана Грозного.
Отсюда совершен поход на Тверь и вольный Новгород, после разгрома которых Иван Грозный вывез Тверские и знаменитые Васильевские ворота новгородского Софийского собора (1336 г.). В 1569 году сюда из Москвы была перевезена первая в России типография.
Иван Грозный имел одну из богатейших библиотек (знаменитая «Либерия»), основу которой составляли бесценные книги, и которая пропала. С Александровской слободой связана тайна бесценной царской библиотеки, поиски которой продолжаются уже несколько веков.
Именно здесь, для борьбы с удельно-княжеской властью и верхами Русской церкви, неугодными царю, была введена опричнина (1565 – 1572 гг.). Государство фактически было разделено надвое – опричнина, которая поступила в прямое и абсолютное управление царем, и Земщина, которая управлялась боярской думой.
Подозрительный царь беспощадно казнил виновных и невиновных, опричнина превратилась в режим разнузданного насилия. Опричнина выполнила свою задачу – на Руси была создана централизованная самодержавная власть, и в 1572 г. царь отменил ее.
В 1581 г. в Александровской слободе был убит Иваном Грозным царевич Иван. После смерти сына царь покинул слободу навсегда. После отъезда царя слобода постепенно утратила былое значение и славу.
Во времена Смутного времени Александровскую слободу дважды (в 1609 и 1611 гг.) захватывали польские отряды под руководством Яна Сапеги, которые разрушали ее. Слободские ратники принимали участие в ополчении Минина и Пожарского.
В XVIIв. в Кремле строятся каменные крепостные стены, сооружаются башни по углам.В 1651 г. был основан Свято-Успенский женский монастырь.
Дочь Петра I Елизавета Петровна унаследовала Александровскую слободу как личные владения от своей матери. В период правления императрицы Анны Иоановны (1730-1740 гг.) она фактически находилась здесь в ссылке и жила в специально отстроенных для нее хоромах. В конце 1740-х годов по приказу уже императрицы Елизаветы Петровны для служилых людей конного завода была открыта первая школа.
В 1778 г. дворцовая Александровская слобода получила статус города. В XVIIIв. жители города занимались в основном гончарным делом и кожевенным производством, позже стали действовать крупные ткацкие мануфактуры.
В 1870 г. через город прошла железная дорога, связавшая Александров с Москвой и Ярославлем, а в 1896 году была построена железная дорога до Иваново-Вознесенска и Кинешмы. В 1897 г.в городе было 6 810 жителей.
После Октябрьской революции монастырь закрыли, а в Кремле был организован музей. В советский период ведущими предприятиями города стали радиозавод, комбинат искусственных кож, были открыты другие предприятия, в основном, легкой и пищевой промышленности.
В городе усиленно развивается туризм, историко-архитектурный комплекс входит в состав Золотого кольца России. Всего на территории города 113 памятников, из них: два памятника археологии; 103 памятника архитектуры и градостроительства; пять памятников истории; три памятника искусства.
В центральной части города сохранились архитектурные памятники. Здесь расположены Христорождественский собор (1696 г.), церковь Боголюбской иконы Божией Матери (1800 г.).
Возле вокзала находится церковь Серафима Саровского, построенная в 1904 г. В 1930-е гг. она была частично разрушена, к 2003 г. восстановлена.
В домах конца XIX — начала XX вв. работают Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, Художественно-краеведческий музей, который располагается в бывшем особняке купца А. М. Первушина – крупнейшего мануфактурщика и почётного жителя города.
Музей-заповедник «Александровская слобода» делит территорию Кремля с действующим Свято-Успенским Александровским женским монастырем. В церквях располагаются экспозиции, рассказывающие об истории становления единого российского государства и роли Александровской слободы в этом процессе. Экспозиции дают возможность познакомиться с иконами XVI-XVIII вв., произведениями декоративно-прикладного искусства, древними рукописями и книгами.
Покровская церковь (первоначальная Троицкая церковь) возведена в 1510 г. великим князем Василием III. Она фактически была первым древнерусским каменным шатровым храмом и сложена из белого камня и большемерного кирпича.Здание состояло из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Церковь была домовым храмом Ивана Грозного, местом его раздумий и молитв. Фрески изображают ветхозаветные сюжеты, а также русских святых – князей и мучеников.
К храму вплотную примыкали двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс. Посетители могут увидеть восстановленную царскую спальню Ивана Грозного.
Палаты представляли собой просторные залы со сводчатыми потолками, в большой парадной палате стоял царский трон.
Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров. Сейчас в этих подвалах расположена экспозиция музея-заповедника, воспроизводящая мрачные застенки, где можно встретить главного палача Малюту Скуратова и увидеть средневековые орудия пыток.
Одна из любопытных экспозиций в Покровской церкви — Столовая палата. В ней воспроизведен интерьер покоев, где принимали послов, бояр и опричников, устраивались обильные застолья.
Другим редким образцом шатрового каменного зодчества XVI в. Является Распятская церковь-колокольня (1570-е гг.). Особенность памятника в том, что внутри него, под мощными пилонами и тремя восходящими друг над другом галереями, скрыто еще более древнее строение – церковь Алексея Митрополита (1510-е годы). Во времена Ивана Грозного церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню-колокольню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Именно с этой башни впервые в истории русский человек – холоп Никита, сделав деревянные крылья, обмазав их в воске и обвалявшись в пухе, в присутствии царя Ивана Грозного совершил удачный полет и приземлился на берегу реки Серой. Против этого полета активно выступило духовенство, по настоянию которого Никиту казнили.
С юга к Распятской церкви-колокольне примыкает маленькая пристройка («Марфины палаты»), которую почти десять лет занимала насильно постриженная в монахини Успенского монастыря царевна Марфа Алексеевна – сводная сестра Петра I, обвиненная им в причастности к организации стрелецкого бунта 1689 г. В настоящее время в здании Распятской церкви-колокольни представлена экспозиция «Александровская слобода. Легенды и были».
К архитектурному комплексу принадлежит небольшая Успенская церковь. Первоначально это был одноглавый белокаменный храм, стоявший на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные подвалы. К 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами. В 1682 г. с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус, протяженностью около 300 метров, который разделяет монастырский и хозяйственный дворы.
Троицкий собор (1513 г.) – массивный храм, увенчанный большой главой, был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом, По богатству белокаменной резьбы порталов собор выделялся в русском зодчестве XVI в. Росписи, выполненные в середине XVI в., украшали все стены, столпы и своды собора, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями. Отдельного внимания заслуживают древние (XIV в.) медные врата – Тверские и Васильевские – вывезенные Иваном Грозным соответственно из Твери и Великого Новгорода.
От вокзала до Кремля около 2,5 км, можно доехать, а можно дойти пешком.
Осмотреть город возможно за один день, но можно решать вопрос и о ночлеге в городских гостиницах. С организацией питания в городе проблем нет.
Добраться до Александрова легко – с Ярославского вокзала в Москве почти каждый час уходят электропоезда. Ходят электрички и из Ярославля, но редко. Есть прямое железнодорожное сообщение до Вологды и до Иваново. Рядом с железнодорожным вокзалом находится автостанция, откуда можно на автобусе доехать до Москвы, Владимира, Юрьева.